-
Каячикица - внутренняя медицина.
-
Шалакая - знания от заболевания головы, шеи, до подключичной
области.
-
Шалья - хирургия.
-
Агадья - тантра - токсикология.
-
Пхутвидья - психиатрия.
-
Каумарбхритья - педиатрия, акушерство.
-
Рассаяна - омоложение, укрепление имунной системы.
-
Ваджикорана - как дать системе дополнительную энергию.
Основные принципы древнеиндийской медицины
Аюрведы
Опираясь на знания о том, что Шакти - Пракрити - Природа рожает
пять татв, пять первоэлементов, древнеиндийская медицина - Аюрведа указывает на
то, что в основе этой Природы заложены три основных принципа, три основных
управителя природой - это Доши. Эти три Доши образуются от взаимодействия между
собой пяти первоэлементов. Так, первая Доша называется Вата, она образуется от
взаимодействия таких первоэлементов, как Пространство и Воздух. Вторая Доша -
Питта - это комбинация первоэлементов - Огня, Воды. Третья Доша - Кафа - это
комбинация Воды и Земли.
Вата - управляет движением, жизненной энергией, дыханием и
кровью.
Питта - управляет Огнем, желчью, пищеварением, обменом
веществ.
Капха - управляет структурой, выделением и лимфой.
Эти принципы, индивидуализируюсь в каждом конкретном человеке,
образуют десять основных типов Пракрити.
Итак, основные космические Первоэлементы, число которых равно
пяти, проявляются в теле человека как три фундаментальных принципа, как три
признака Активности.
Они были известны в индо-тибетской медицине традиции под
названием “ Тридоша”. Из Эфира и Воздуха рождается “телесный воздух” , или Вата.
Огонь в соединении с Водой порождает “ телесный огонь”, или Питта. Земля с водой
образует воду тела или Капха.
Три элемента - Вата, Питта и Капха - ответственны за все
биологические, физиопатологические и психические функции организма, ума и
сознания. Эти три силы действуют и как основная составляющая часть тела, и как
защитный барьер против агрессивных факторов окружения, создающий нормальный
психологический статус организма.
В тибетской медицине традиции эти Силы носят соответственно
названия Рлунг (“воздух”), Мкхрис (“огонь”) и Бадкан (“вода”). Когда эти три
силы находятся в полном равновесии, здоровье организма достигает максимума. При
разбалансировке этих Трех Сил и развивается болезнь.
Концепция Трех Сил, или “Тридоша”, очень трудно перевести на
язык современных объективно-научных понятий Запада, хотя понимание сути этой
модели, по мнению многих специалистов по Восточной медицине, в будущем должно
оказать революционизирующее влияние на совершенствование западной медицинской
теории, не говоря уже о развитии практики, диагностики и лечения в русле
Восточной медицины.
Древнеиндийские врачи считали, что Три Силы, Три Процесса, Три
Качества-Энергии совершают свое действие постоянно и сразу во всем организме,
соединяя разные участки тела и органы, находящиеся далеко друг от друга.
Непосредственно во всем и везде движутся Три Силы - и в дереве, и в ручье, и в
каждой мельчайшей частичке организма человека. Движение этих трех сил происходит
во всех органах и тканях, в каждой клеточке тела. Нет в организме человека ни
единого места, где бы не совершались постоянно все Три Процесса в их непрерывном
взаимодействии.
Необходимо уяснить, что сами по себе термины Ватта, Питта и
Капха - абстрактные понятия, сложные конструкты теоретико-прикладной модели
индо-тибетской патофизиологии. Они носят сложный системный характер - характер
многоуровневый и функционально, и структурно. Поэтому в настоящее время они не
имеют адекватной расшифровки на языке современной патофизиологии,
ориентированной на изучение связей тех или иных определенных функций с
конкретными, четко локализованными анатомическими ( органными или субклеточными
)структурами. Эти Три Силы - системы, проявляющие признаки единства в пределах
определения каждой из них через спектр функций и структурных элементов. И
причины заболевания рассматривались в древности исключительно как нарушения
гармоничного единства этих регулирующих Сил.
Не следует забывать, что Три Силы имеют не только
вещественно-телесное и тонко - энергетическое (“биополевое”) значение , но и
смысл высоко-информационный, т.е. психоэнергетический. Все Три Сила в своем
взаимодействии обуславливают высокодуховные процессы в человеческом сознании.
Кстати, именно ввиду применимости, концепция Трех Сил активно используется не
только в медицине, но и в психосоматической практики Йоги в форме понятий
“Прана” ( в узком смысле - одна из разновидностей Вата ), “внутренний огонь” (
одна из форм Питта ) и “сома” (“животворящий нектар” - форма Капха, ответственная
за энергетическое обеспечение интуиции и проявляющаяся в области основания мозга
).
Одна из ценнейших идей индо-тибетской медицины, древней
аюр-ведической и йогической медицины, как и Восточного Человековедения вообще,
заключается в том, что вся мудрость физиологического, естественного лечения
имеет свое полноправное представительство в высоких духовных сферах сознания
человека.
ОСНОВНЫЕ ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ ТИПЫ ЧЕЛОВЕКА
Первое, что необходимо сделать врачу, - это определить для
каждого человека его индивидуальные черты.
1 тип - Вата
2 тип - Питта
3 тип - Капха
4 тип - Вата
- Питта
5 тип - Питта - Капха
6 тип - Питта - Вата
7 тип - Капха -
Питта
8 тип - Вата - Капха
9 тип - Капха - Вата
10 тип - Вата - Питта -
Капха
Таким образом, с помощью пульсовой диагностики определяет к
какому из десяти типов относится конкретный больной. С помощью той же пульсовой
диагностики он определяет уровень нарушения функций в человеческом организме.
Далее, опираясь на двадцать подходов к лечению, которые существуют в Аюрведе, он
производит лечение.
АЮРВЕДИЧЕСКИЕ МЕТОДЫ ЛЕЧЕНИЯ
1. Первым методом лечения является метод воздействия на
сознание пациента. Для этого его обучают по специальной техники
трансцендентальной медитации, результатом чего является достижение определенной
степени безмолвия. Это приводит пациента к достижению Чистого Сознания - как
состояние соединения индивидуума с источником его бытия.
2. Второй метод - где используется премордиальный звук. Это
ведические первозвуки, которые синхронизируют всю человеческую сущность. Их
врачи подбирают индивидуально к каждому больному и рекомендуют произносить их
про себя или прослушивать определенное количество раз в день для улучшения
самочувствия.
3. Третий метод - интеллектуальный, то есть просят больного
заняться самопознанием себя. Так как причина болезни по Аюрведе всегда кроется в
ошибках интеллекта - (Пратья парад ), поэтому, разобравшись в своих неправильных
мыслях, поступках, больной постепенно восстанавливает порядок в своей
природе.
4. Четвертый подход - эмоциональный. Больному объясняют, что
основной эмоцией является блаженство. Оживив блаженство в пациенте, врачи
добиваются того, что оживляют точку перехода его сознания в его материальное
тело. И это приводит к гармонизации биохимических процессов в организме.
5. Пятый подход - язык. Суть этого метода заключается в том,
чтобы правильно подобрать нужные слова для данного больного, которые могли бы
вселить надежду на выздоровление.
6. Шестой - Гандарваведа. Это использование специальных
мелодических звуков, мелодий, подобранных согласно времени суток, которые как и
премордиальные звуки восстанавливают гармонию внутри человека, вызывают
профилактику и лечение болезней.
7. Седьмой подход на уровне чувств. Для лечения может быть
использовано каждое чувство. Так, зрение используют для цветотерапии, слух - для
звукотерапии (музыкотерапии ), запах - для запахотерапии (различные ароматы ),
вкус - травы - диетотерапии, осязание - массаж.
8. Восьмой - пульсовая диагностика. Используя этот метод, врач
не только устанавливает диагноз, но и по принципу обратной связи производит этим
лечение.
9. Девятый - психофармакологическая целостность. Это умственная
техника, подобная аутогенной тренировке.
10. Десятый - нейромышечная интеграция. Иными словами - это
йогические упражнения - асаны.
11. Одиннадцатый - нейрореспираторная интеграция или
дыхательные упражнения - пранаяма.
12. Двенадцатый - физиологические очищения различных полостей
организма.
13. Тринадцатый - диетотерапия.
14. Четырнадцатый - травы, минералы.
15. Пятнадцатый - рассаяны. Это особая категория травяных
сборов для омоложения, долголетия и укрепление имунной системы.
16.Шестнадцатый - поведенческий подход. Больной обучается
правильному поведению в семье, обществе и по отношению к самому себе.
17. Семнадцатый - ДЖОТИШ, что означает изучение натальной карты
больного, то есть астрологической карты.
18. Восемнадцатый - Ягья - это ведическая инженерия, которая
восстанавливает гармонию между окружающей обстановкой и человеком через
джотиш.
19. Девятнадцатый - создание коллективного сознания через
занятия трансцендентальной медитацией в группах.
20. Двадцатый - мир - миру, здоровье миру.
Таким образом, мы видим, что ответственность врача Аюрведы не
ограничивается одним пациентом. Он создает здоровье не только себе и больному,
но и здоровье всему миру, что выделяет медицину Аюрведы среди других восточных
медицин.