Среди разнообразных методов
лечения и профилактики заболеваний, разработанных в древнем Китае, особое место
занимают специальные упражнения, направленные на регуляцию дыхания, энергии,
жидкостей в организме. Упражнения эти, известные под названием «ци-гун» (букв. «работа энергии-ЦИ»),
традиционно использовались в системах психотренинга Даосских и Буддийских школ,
в той или иной мере применялись, как базовые, в различных видах восточных единоборств
и, наряду с иглотерапией, массажем, траволечением, входили в систему восточной
медицины. В последнее время, в основном благодаря теоретическим и практическим
работам в области психосоматической медицины, проводимым в Китае, США, Германии и
других странах, упражнения ци-гун,
наряду с так называемыми «внутренними упражнениями», такими, как
«И-цзин-цзинь», «Ва дуань дзин», «Тай-цзи цюань» и др., стали использовать для
борьбы с тяжелыми хроническими заболеваниями, неврозами, психоэмоциональными
нарушениями, для повышения сопротивляемости организма, и даже для лечения
онкологических больных.
В настоящее время уже
существуют специальные клиники, где лечение проводится почти исключительно
методами традиционной восточной медицины. Опыт показывает, что занятия по
системе ци-гун оказывают не только
лечебно-оздоровительное действие, но и изменяют отношение человека к природе, к
другим людям, самому себе. Упражнения вырабатывают естественное спокойствие,
внимание, внутреннюю силу и собранность, терпение и доброжелательность,
укрепляют физически и духовно.
Основой для занятий ци-гун терапией являются упражнения
сосредоточения внимания и регуляции дыхания, выполняемые в статических позах
(сидя, стоя, лежа).Этим упражнениям уделяется особое внимание, т.к. именно на
их основе строятся упражнения ,связанные с движением тела (динамические
упражнения). Эти динамические упражнения в свою очередь являются базовыми как
для более сложных комплексов ци-гун,
так и для других лечебно-оздоровительных и боевых систем (которые часто
построены на одних и тех же принципах), таких как «Тай-цзи-цюань», «У-шу»,
«Кун-фу» и др.
Основным элементом многих
упражнений ци-гун, является пассивная
(наблюдательно-созерцательная) концентрация внимания на так называемой области
«киноварного поля» или дань-тянь области (в букв. переводе). Согласно Даосским представлениям,
дань-тянь (точнее, нижний дань-тянь) является центром аккумуляции энергии, поддерживающим
физическое существование человека и одновременно источником силы и центром
тяжести тела. Центр этот расположен в нижней части живота, управляет в целом
циркуляцией энергии ЦИ по каналам или «чудесным сосудам». Во время занятий ци-гун, особенно в статических позах, происходит
накопление энергии в дань-тяне, которая затем может быть использовано в
лечебных или иных целях. Считается, что такое накопление энергии продлевает
жизнь человека.
Интересно сравнить методы ци-гун с соответствующими методами
индийской йоги. В последней так же
имеются упражнения (например, пранаяма – техника дыхания), предназначенные для
пополнения запасов энергии в организме, улучшения циркуляции и перераспределения
ее с лечебными или иными целями. В ци-гун
внимание концентрируется на состоянии сознания, за счет наблюдения за
дань-тянем, при этом исчезает «внутренний диалог» сознания, наступает
успокоение и как следствие, дыхание нормализуется, становится глубоким, тонким,
диафрагмальным, с естественными задержками, не нарушающим плавности его, т.е.
как говорят китайцы «оно есть и его нет одновременно».Такое дыхание не может
быть получено и тем более долго поддерживаемо за счет активных волевых усилий,
а является следствием изменения состояния сознания. Мы называем подобное дыхание
«дань-тянь дыханием», независимо от положения тела, в котором оно возникает. Наступающие
в результате физиологические изменения, в свою очередь еще больше успокаивают
сознание, что приводит к дальнейшему улучшению дыхания, циркуляции крови и
энергии в организме. Размыкаются патологические связи, существующие часто между
мозгом и органами, прекращается «бомбардировка» их возбужденными участками мозга.
Наоборот, в ослабленные и больные части тела идет поток энергии и питательных веществ,
чему способствуют и специальные положения тела во время занятий (в йоге это так же может быть достигнуто
за счет выполнения определенных статических упражнений – асан, мудр и др.).
Другим отличием упражнений ци-гун от упражнений йоги (пранаямы) является возможность
выполнения первых без предварительной подготовки, тогда как для занятий пранаямой
требуется довольно солидная предварительная тренировка в виде специальных упражнений
(мудр, бандх, крий и др.).
Занятия ци-гун хорошо сочетаются с занятиями йогой, в частности, способствуют лучшему расслаблению, более
быстрому освоению пранаямы и методов дхараны и дхьяны («концентрации» и
«медитации»), помогают быстрее адаптироваться к упражнениям йоги, хорошо регулируют
психо-эмоциональное состояние.
Упражнения ци-гун, не требуют специальной подготовки. Они просты и естественны, подходят как для
здоровых, так и для больных.
|